- Регистрация
- 14.10.13
- Сообщения
- 1,731
- Депозит
- 1,000,000 ₽
- Сделки (гарант)
- 24
[FONT="]На слуху нововведения от ЦБ, которые вступят в силу с января 2022 года. Это касается сбора данных у всех КО обо всех переводах между физлицами. Поговорим об этом чуть подробнее.
Всем банкам была разослана новая форма отчетности, из которой следует, что регулятор будет запрашивать инфо обо всех [/FONT][FONT="]p[/FONT][FONT="]2[/FONT][FONT="]p[/FONT][FONT="]-платежах, в том числе персональные данные отправителей и получателей средств. По словам экспертов, эти действия направлены на борьбу с нелегальными криптообменниками, онлайн-казино и юридическими лицами, принимающими оплату на личные карты. Представитель ЦБ заявил, что новые отчеты будут использоваться для оптимизации представления данных банками и получения актуальной информации о платежных услугах, что поможет формировать анализ рынка как в целом по РФ, так и для региональной статистики.[/FONT]
[FONT="]
Из документа, разосланного регулятором в финансовые организации следует, что в отчеты должны включаться все исходящие и входящие переводы между физлицами, которые проводятся:[/FONT]
В отчет должна быть внесены данные по каждой операции: номера карт отправителя и получателя, банковские данные, ID клиента, сумма, назначение платежа, дата и время перевода, код страны отправителя/получателя. Отчитываться будут банки-эмитенты, банки-эквайеры, банки, предоставляющие интернет-сервисы для p2p-переводов, а также магазины и юридические лица, если они предоставляют онлайн-сервисы по переводам, и т.д.
В отдельных случаях ЦБ может запрашивать отчет по отдельным операциям, конкретным картам или определенным физ лицам. Как контролирующий орган ЦБ и сейчас может запрашивать информацию по p2p-переводам у любой КО, однако ранее такие проверки проводились точечно,[/FONT] [FONT="]теперь же банки будут обязаны предоставлять отчеты обо всех p2p-операциях. Также банки обязаны предоставлять информацию об открытых клиентами счетах в налоговую, которая, в свою очередь, имеет право запрашивать выписки с определенных р/с. Такие же выписки вправе запрашивать и Росфинмониторинг.
Новая форма отчетности была разработана после публикации сентябрьских методических рекомендаций регулятора, в которых были определены признаки карт и кошельков для приема платежей нелегальным бизнесом. Банкам настоятельно рекомендовалось выявлять такие подозрительные платежные инструменты и блокировать операции, проводимые по ним.
Признаки подозрительных «аномалий» по мнению ЦБ:[/FONT]
[FONT="]Как будут использоваться данные
Помимо борьбы с нелегальными обменниками,[/FONT] [FONT="]онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами, эти данные будут использоваться для контроля за серым бизнесом, когда люди собирают платежи на свои карты за услуги или товары, в обход уплаты налогов.
[/FONT]
По мнению главы Федеральной налоговой службы Егорова, государству следует быть аккуратным в вопросе налогового контроля в отношении системы p2p-переводов, имеющих большую ценность как альтернативы наличным расчетам. Жесткая политика налогового контроля может привести к значительному оттоку банковских клиентов в наличные расчеты. Если банки будут дергать клиентов из-за нескольких переводов в день и требовать подтверждающие документы по платежам, то ожидаемый уход в наличные расчеты крайне негативно скажется на рынке безнала.
Еще одна сфера возможного применения подробной отчетности о денежных переводах – расширение платформы ЗСК для физ лиц.
Сложности реализации
Представители банков сходятся во мнении, что реализация проекта ЦБ крайне затруднительна в первую очередь из-за технической составляющей: данные содержатся в различных банковских системах и автоматизированный сбор массивов данных требует значительных ИТ-доработок. При запросе регулятором данных за длительный период возникнут сложности с дистанционной передачей по защищенным каналам. Придется сохранять данные на цифровые носители и передавать их физически.
[/FONT]
[FONT="]Организация процедуры экспорта всех переводов с привязкой персональных данных клиентов создаст повышенную нагрузку на и без того перегруженные процессинговые системы банков. Массив таких данных колоссален и реализация его аналитики – крайне сложная техническая задача.
[/FONT]
Всем банкам была разослана новая форма отчетности, из которой следует, что регулятор будет запрашивать инфо обо всех [/FONT][FONT="]p[/FONT][FONT="]2[/FONT][FONT="]p[/FONT][FONT="]-платежах, в том числе персональные данные отправителей и получателей средств. По словам экспертов, эти действия направлены на борьбу с нелегальными криптообменниками, онлайн-казино и юридическими лицами, принимающими оплату на личные карты. Представитель ЦБ заявил, что новые отчеты будут использоваться для оптимизации представления данных банками и получения актуальной информации о платежных услугах, что поможет формировать анализ рынка как в целом по РФ, так и для региональной статистики.[/FONT]
[FONT="]
Из документа, разосланного регулятором в финансовые организации следует, что в отчеты должны включаться все исходящие и входящие переводы между физлицами, которые проводятся:[/FONT]
- [FONT="] с карты на карту;[/FONT]
- [FONT="]со счета на счет;[/FONT]
- [FONT="]с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно;[/FONT]
- [FONT="]со счета абонента мобильного оператора на кошелек или карту и обратно;[/FONT]
- [FONT="]платежи через СБП;[/FONT]
- [FONT="]трансграничные переводы между физ лицами;[/FONT]
- [FONT="]переводы через платежные терминалы;[/FONT]
- [FONT="]переводы между своими счетами в одном банке;[/FONT]
- [FONT="]переводы через СДП, например Western Union, CONTACT и др.[/FONT]
В отчет должна быть внесены данные по каждой операции: номера карт отправителя и получателя, банковские данные, ID клиента, сумма, назначение платежа, дата и время перевода, код страны отправителя/получателя. Отчитываться будут банки-эмитенты, банки-эквайеры, банки, предоставляющие интернет-сервисы для p2p-переводов, а также магазины и юридические лица, если они предоставляют онлайн-сервисы по переводам, и т.д.
В отдельных случаях ЦБ может запрашивать отчет по отдельным операциям, конкретным картам или определенным физ лицам. Как контролирующий орган ЦБ и сейчас может запрашивать информацию по p2p-переводам у любой КО, однако ранее такие проверки проводились точечно,[/FONT] [FONT="]теперь же банки будут обязаны предоставлять отчеты обо всех p2p-операциях. Также банки обязаны предоставлять информацию об открытых клиентами счетах в налоговую, которая, в свою очередь, имеет право запрашивать выписки с определенных р/с. Такие же выписки вправе запрашивать и Росфинмониторинг.
Новая форма отчетности была разработана после публикации сентябрьских методических рекомендаций регулятора, в которых были определены признаки карт и кошельков для приема платежей нелегальным бизнесом. Банкам настоятельно рекомендовалось выявлять такие подозрительные платежные инструменты и блокировать операции, проводимые по ним.
Признаки подозрительных «аномалий» по мнению ЦБ:[/FONT]
- [FONT="] Слишком большое количество физ лиц как плательщиков или получателей денежных средств — более десяти в день и более 50 в месяц.[/FONT]
- [FONT="]Множественные операции по зачислению и списанию, проводимых с физическими лицами, более 30 операций в день.[/FONT]
- [FONT="]Крупные объемы операций по списанию и зачислению средств, совершаемых между физлицами. Более 100 000 руб. в день, более 1 000 000 в месяц.[/FONT]
- [FONT="]С карты или кошелька не оплачиваются товары и услуги.[/FONT]
[FONT="]Как будут использоваться данные
Помимо борьбы с нелегальными обменниками,[/FONT] [FONT="]онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами, эти данные будут использоваться для контроля за серым бизнесом, когда люди собирают платежи на свои карты за услуги или товары, в обход уплаты налогов.
[/FONT]
[FONT="]По словам адвоката Екатерины Токаревой:
Малый бизнес довольно часто принимает оплату либо наличными, либо переводом на карту физического лица. Видимо, цель ЦБ заключается в том числе в выявлении черных касс.
По мнению главы Федеральной налоговой службы Егорова, государству следует быть аккуратным в вопросе налогового контроля в отношении системы p2p-переводов, имеющих большую ценность как альтернативы наличным расчетам. Жесткая политика налогового контроля может привести к значительному оттоку банковских клиентов в наличные расчеты. Если банки будут дергать клиентов из-за нескольких переводов в день и требовать подтверждающие документы по платежам, то ожидаемый уход в наличные расчеты крайне негативно скажется на рынке безнала.
Еще одна сфера возможного применения подробной отчетности о денежных переводах – расширение платформы ЗСК для физ лиц.
Сложности реализации
Представители банков сходятся во мнении, что реализация проекта ЦБ крайне затруднительна в первую очередь из-за технической составляющей: данные содержатся в различных банковских системах и автоматизированный сбор массивов данных требует значительных ИТ-доработок. При запросе регулятором данных за длительный период возникнут сложности с дистанционной передачей по защищенным каналам. Придется сохранять данные на цифровые носители и передавать их физически.
[/FONT]
[FONT="]Организация процедуры экспорта всех переводов с привязкой персональных данных клиентов создаст повышенную нагрузку на и без того перегруженные процессинговые системы банков. Массив таких данных колоссален и реализация его аналитики – крайне сложная техническая задача.
[/FONT]